Профессиональные статьи

Образовательный стандарт подготовки гештальт-терапевтов


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ПЕРЕВОДУ

Мы надеемся, что «Стандарты обучения гештальт-терапии» станут ориентиром и для тренеров и студентов гештальт-подхода, и для психотерапевтов других школ и модальностей. 

Гештальт-терапия возникла в духе анархизма и протеста. Мы представляем её основателей этакими хиппи, ставившими под сомнение любые правила и запреты. Сам Фриц Перлз предстаёт в роли гуру, харизматичного учителя и духовного проводника, а Пол Гудман — интеллектуала-бунтаря, квир-активиста и футуриста. Легко упустить из виду всю кропотливую работу, которую они осуществили, собирая из западной и восточной философии и практик лучшие перлы и нанизывая их на нить революционной, новаторской антропологии и методологии.

Пришедшая в 90е годы в Россию, гештальт-терапия быстро стала популярной за счёт духа свободы, который мы так алкали, и за счёт близким нашей культуре идейным основам (недаром легко найти множество параллелей между концепциями гештальт-подхода и отечественной психологической школой). Рост её популярности и доступности сыграл с ней злую шутку: в профессиональной среде её перестали воспринимать всерьёз, ассоциируя с неэкологичными провокативными методами, низкоквалифицированными тренерами, недоученными психологами, нахватавшимися техник и не понимающими сути подхода. 

При этом гештальт-подход, в котором заложен присущий научному мышлению скепсис, стремление проверять теорию на опыте и готовность отвергать устаревшие идеи и формулировать новые гипотезы, активно произрастал и развивался, посеянный на европейской почве. Благодаря тонкому пониманию природы человеческого взаимодействия, гештальт-подход зарекомендовал себя как глубокий и эффективный метод, признанный и уважаемый в европейском психотерапевтическом сообществе. Диалог с коллегами других школ помог очертить наши специфические особенности, которые были запечатлены в документе о Профессиональных Компетенциях Гештальт-терапевтов и в «шкале подлинности гештальт-терапии», созданной в результате большого исследования, в котором принимали участие ведущие гештальт-терапевты со всего света. Европейская ассоциация озаботилась также созданием Стандартов Обучения Гештальт-терапии. Он разрабатывался несколько лет во взаимодействии разных национальных Гештальт-сообществ. Последнюю версию документа мы перевели усилиями Объединения «Метаморфозы». 

Основная претензия к нему состоит в том, что искусству психотерапии (как и любому искусству) невозможно обучить, опираясь на стандарты. Что живой контакт, диалог, происходящий от сердца к сердцу, невозможно вписать в прокрустово ложе норм, правил и расписаний. Романтический дух гештальтистов противится любому регулированию. Но в этом есть некоторое лукавство: ведь мы и сами учились, и всегда преподавали, опираясь на определенные темы и руководствуясь некоторыми регламентами. Любое искусство имеет довольно жесткие рамки формы, в конфликте и диалоге с которыми возникает всё прекрасное.

Но главное, что новое поколение психотерапевтов и студентов ждёт не появления новых гуру и мудрецов, а ясных и конкурентноспособных методов работы, которые доказывают свою эффективность в исследованиях и готовы к диалогу с другими модальностями вместо апеллирования к неизъяснимому и экзистенциальной глубине (не отрицая и не обесценивая их важность). Так наш подход может занять место, которого мы достойны: опираясь на новизну и оригинальность Гештальт-методологии, изящество и самобытность нашей практики, на исследования и доказательство эффективности тех способов терапии, которые мы предлагаем — со всей ответственностью подходить и к процессу обучения студентов. 

(файл для скачивания вверху в формате PDF)

Виталий Сонькин, психолог, гештальт-терапевт, тренер и супервизор, сооснователь Объединения «Метаморфозы», член EAGT

Новые публикации

Спасибо, что решили присоединиться.
Пожалуйста, введите свой e-mail или телефон и мы свяжемся с Вами.