Лекции

Лиминальная стадия — непредвиденный новый опыт


Данная лекция была прочитана Виталием Сонькиным на интенсиве «Одиссея. Приют на пути и восстановление человечности» в августе 2023 года.

Вот краткие тезисы лекции:

  • Понятие Лиминального опыта ввели антропологи Арнольд ван Геннеп и Виктор Тёрнер, описывая обряды инициации и перехода в различных культурах. Переход из одного состояния в другое (подростка — во взрослого, холостого — в женатого или замужнего, в новый социальный статус (школьника, студента, продвижение по карьерной лестнице), в новый возраст и так далее)сопровождается и поныне такими отрядами. Лиминальность — промежуточная фаза, соединение противоположностей, двух миров, и не принадлежность ни одному из них. 
  • Лиминальность сопровождается образами умирания и новой жизни (как куколка бабочки, или погибающее семя, которое должно стать ростком). Сама жизнь может восприниматься как переход из небытия до существования в небытие после осуществления.
  • Лиминальное пространство — пространство между (чистилище, ожидание, предбанник, таможня). В таком пространстве происходят
  • смена идентичности. Потери и приобретения 
  • Стремление к стабильности и стремление к новизне
  • Ритуал — деклассирование, унижение (как императоров во время триумфа), раз-облачение, низведение — восстановление в новой роли
  • Перекрёсток лиманального периода — оказываясь на пороге мы можем направиться в разные стороны:
  • сохранить все как было, вернуться, шаг назад (так мы можем делать, возвращаясь из отпуска или с перемены в класс)
  • остаться в маргиналом, ни там, ни сям (как в мультфильме «Король лев», когда Симба выпадает из предопределенной жизни, попадая к Тимону и Пумбе; таковы рокеры и Митьки, святые, колдуны, бомжи)

Застрявшие или осознанно выбравшие находиться в Лиминальности становятся маргиналами, но они могут оказывать большое влияние на нормативную культуру:

  • Деклассированные элементы: ваганты-студеозисы, квиры, монахи, юродивые, … — те, кто находится в лиминальном пространстве. 
  • «Царствие мое не от мира сего» — говорит Христос. 
  • Иногда именно маргинальное становится mainstream. 
  • Социализация и индивидуация — двойной эффект (или одно и то же?) лиминальности. Антропологи заметили, что переживающие совместно лиминальные процессы люди склонны образовывать  communatos — особые братства, связанные общим опытом перехода. 

Результатом перехода становятся новые связи, новая идентичность 

  • Лиминальность можно охарактеризовать как точку бифуркации — точка свободы и новых возможностей. В ней неотвратимо возникает творческое приспособление и новый опыт. 
  • Плодоносная пустота и творческое безразличие (или предразличие), как писал об этом философ Саломо Фринлендер (оказавший большое влияние на Перлза). 
  • Фазы лиминальности:

Ритуалы перехода включают в себя три стадии: 

(i)отделение (separation) — выбор и изоляция индивида от некоторой социальной целостности, лишение индивида статусных характеристик принадлежности к этой целостности;

(ii) собственно переход (margo, limen, threshold, transter, passage) — период некоего переходного состояния;

(in)реагрегация (reaggregation, reconstruction) — воссоздание некоей новой целостности.

  • Панические атаки — симптом и творческое приспособление к лиминальности  — не-переход от первой ко второй фазе 

В Гештальт-терапии мы говорим о похожих этапах в пятиуровневой модели невроза Перлза. И она кажется точнее и глубже. 

  • Бахтин: культура всегда творится на границе культур. Творческие идеи и новые практики привносящиеся маргиналами 
  • Лиминальность может быть обусловлена:
  • закономерным течением событий (возраст, смена социального статуса (повышение, выход на пенсию, рождение ребенка…, выборы…)
  • Событиями, разрушающими привычность (болезнь, катастрофа, война, лотерейный выигрыш…) — запредельные ситуации 
  • Собственным выбором — невозможно, не хочется, надоело жить по-прежнему, в рамках границ обыденности. Решимость выйти за рамки — поступок. (Зона в «Сталкере»)
  • Ощущением призыва, зова, миссии (пророк Иона)
  • Часто достижение человеком поставленных глобальных целей в отсутствии новых ведет либо к скуке (подавленности), либо к лиминальности 
  • Псевдолиминальность 

На самом деле, ничего не изменилось. Я сам не изменился. Я пытаюсь остаться тем же в новых обстоятельствах. Притвориться. 

  • синдром самозванца отсюда (взялся что-то делать, но работы изменения себя не-до-произвел)
  • Либо непереносимость никакой критики из-за хрупкости новой идентичности (сюда же неофитство, младостарчество)
  • Формально ритуал состоялся, но личностных изменений не последовало (новой ответственности, новой идентичности) — как бывает ощущение после дня рождения, что ничего не произошло (а если после свадьбы, развода и тп?)  — сравни поступление в вуз недоросля и пришедшего в Москву за обозом Ломоносова. 
  • Надежда на откат — зашел за порог ненадолго (как ученик заходит в учительскую)

Все это сопровождается переживанием неуместности, страхом разоблачения, несоответствия — попытка остаться прежним в новых условиях 

  • Истинная лиминальность 
  • Испытание!!! — как у множества героев, переживших перерождение на пути 
  • Собственное волевое усилие (вместо ощущения себя вынужденным проходить это), собственный выбор 
  • встреча с собственными ограничениями (слабостью, трусостью, глупостью, уязвимостью…)
  • Отказ от (элементов) прошлого и горевание по утраченному
  • Расширение (изменение) сферы ответственности
  • Признание от новой общности 
  • Ощущение преобразования, нового этапа жизни 
  • Книги дают опору для лиминальности, создавая форму и давая пережить (не)определенный душевный опыт. Хорошая книга (как и другое хорошее искусство) само по себе является ритуалом перехода. 

Как и хорошая психотерапевтическая сессия. 

Но: искусство, соблюдающее канон, является лишь напоминанием о переходе (как и стереотипный обряд). Оно «работает» правильным образом, не создавая пространства для непредразличия. Великое искусство поражает именно этим. Соприкасаясь с ним я не просто напоминаю себе о возможности инобытия. Я становлюсь другим. 

Как и хорошая психотерапевтическая сессия. 

Что не значит, что каноническое искусство, формализованная терапия или обыденный ритуал плохи. Они все супер-важны и нужны. 

  • Гештальт-взгляд
  • в пограничном опыте мы, выходя из слияния, начинаем ощущать границы (как оторвавшись от стула, или снимая-надевая одежду). Возможность отрефлексировать через остранение части своей идентичности. 
  • Разрушение старых опор, способов поддержки, связей, места в иерархии — и я заново узнаю себя. Больше зачетка на меня не работает, приходится работать самому, оказываться на границе контакта с реальностью
  • В лиминальном периоде граница контакта перегружена: становится фигурой то, что давно ушло в фон. Картина перерисовывается — это гиперинтенсивный период. Но после какие-то важные вещи, до этого бывшие фигурой, могут уйти в фон, а что-то может стать новой фигурой, проступившей из фона
  • Период активной работы Эго — и соответственно, запросов к другим функциям Селф: кто я таков, каков мой опыт; что я чувствую, как мне здесь, чего мне хочется 
  • Психотерапия как лиминальный момент — не даром у клиентов часто появляется идея «реальной жизни» за стенами кабинета, как будто здесь особое пространство-время — лиминальное

Как говорится в трактате Лао-цзы «Дао да цзин»:

Хочешь быть целым — позволь себе разделенность.

Хочешь быть прямым — позволь себе изогнутость.

Хочешь быть полным — позволь себе пустоту.

Хочешь возродиться — позволь себе умереть.

Хочешь получить всё — откажись от всего.

Новые публикации

Спасибо, что решили присоединиться.
Пожалуйста, введите свой e-mail или телефон и мы свяжемся с Вами.