Данная лекция была прочитана Виталием Сонькиным на интенсиве «Одиссея. Приют на пути и восстановление человечности» в августе 2023 года.
Вот краткие тезисы лекции:
Понятие Лиминального опыта ввели антропологи Арнольд ван Геннеп и Виктор Тёрнер, описывая обряды инициации и перехода в различных культурах. Переход из одного состояния в другое (подростка — во взрослого, холостого — в женатого или замужнего, в новый социальный статус (школьника, студента, продвижение по карьерной лестнице), в новый возраст и так далее)сопровождается и поныне такими отрядами. Лиминальность — промежуточная фаза, соединение противоположностей, двух миров, и не принадлежность ни одному из них.
Лиминальность сопровождается образами умирания и новой жизни (как куколка бабочки, или погибающее семя, которое должно стать ростком). Сама жизнь может восприниматься как переход из небытия до существования в небытие после осуществления.
Лиминальное пространство — пространство между (чистилище, ожидание, предбанник, таможня). В таком пространстве происходят
смена идентичности. Потери и приобретения
Стремление к стабильности и стремление к новизне
Ритуал — деклассирование, унижение (как императоров во время триумфа), раз-облачение, низведение — восстановление в новой роли
Перекрёсток лиманального периода — оказываясь на пороге мы можем направиться в разные стороны:
сохранить все как было, вернуться, шаг назад (так мы можем делать, возвращаясь из отпуска или с перемены в класс)
остаться в маргиналом, ни там, ни сям (как в мультфильме «Король лев», когда Симба выпадает из предопределенной жизни, попадая к Тимону и Пумбе; таковы рокеры и Митьки, святые, колдуны, бомжи)
Застрявшие или осознанно выбравшие находиться в Лиминальности становятся маргиналами, но они могут оказывать большое влияние на нормативную культуру:
Деклассированные элементы: ваганты-студеозисы, квиры, монахи, юродивые, … — те, кто находится в лиминальном пространстве.
«Царствие мое не от мира сего» — говорит Христос.
Иногда именно маргинальное становится mainstream.
Социализация и индивидуация — двойной эффект (или одно и то же?) лиминальности. Антропологи заметили, что переживающие совместно лиминальные процессы люди склонны образовывать communatos — особые братства, связанные общим опытом перехода.
Результатом перехода становятся новые связи, новая идентичность
Лиминальность можно охарактеризовать как точку бифуркации — точка свободы и новых возможностей. В ней неотвратимо возникает творческое приспособление и новый опыт.
Плодоносная пустота и творческое безразличие (или предразличие), как писал об этом философ Саломо Фринлендер (оказавший большое влияние на Перлза).
Фазы лиминальности:
Ритуалы перехода включают в себя три стадии:
(i)отделение (separation) — выбор и изоляция индивида от некоторой социальной целостности, лишение индивида статусных характеристик принадлежности к этой целостности;
(ii) собственно переход (margo, limen, threshold, transter, passage) — период некоего переходного состояния;
(in)реагрегация (reaggregation, reconstruction) — воссоздание некоей новой целостности.
Панические атаки — симптом и творческое приспособление к лиминальности — не-переход от первой ко второй фазе
В Гештальт-терапии мы говорим о похожих этапах в пятиуровневой модели невроза Перлза. И она кажется точнее и глубже.
Бахтин: культура всегда творится на границе культур. Творческие идеи и новые практики привносящиеся маргиналами
Лиминальность может быть обусловлена:
закономерным течением событий (возраст, смена социального статуса (повышение, выход на пенсию, рождение ребенка…, выборы…)
Событиями, разрушающими привычность (болезнь, катастрофа, война, лотерейный выигрыш…) — запредельные ситуации
Собственным выбором — невозможно, не хочется, надоело жить по-прежнему, в рамках границ обыденности. Решимость выйти за рамки — поступок. (Зона в «Сталкере»)
Ощущением призыва, зова, миссии (пророк Иона)
Часто достижение человеком поставленных глобальных целей в отсутствии новых ведет либо к скуке (подавленности), либо к лиминальности
Псевдолиминальность
На самом деле, ничего не изменилось. Я сам не изменился. Я пытаюсь остаться тем же в новых обстоятельствах. Притвориться.
синдром самозванца отсюда (взялся что-то делать, но работы изменения себя не-до-произвел)
Либо непереносимость никакой критики из-за хрупкости новой идентичности (сюда же неофитство, младостарчество)
Формально ритуал состоялся, но личностных изменений не последовало (новой ответственности, новой идентичности) — как бывает ощущение после дня рождения, что ничего не произошло (а если после свадьбы, развода и тп?) — сравни поступление в вуз недоросля и пришедшего в Москву за обозом Ломоносова.
Надежда на откат — зашел за порог ненадолго (как ученик заходит в учительскую)
Все это сопровождается переживанием неуместности, страхом разоблачения, несоответствия — попытка остаться прежним в новых условиях
Истинная лиминальность
Испытание!!! — как у множества героев, переживших перерождение на пути
Собственное волевое усилие (вместо ощущения себя вынужденным проходить это), собственный выбор
встреча с собственными ограничениями (слабостью, трусостью, глупостью, уязвимостью…)
Отказ от (элементов) прошлого и горевание по утраченному
Расширение (изменение) сферы ответственности
Признание от новой общности
Ощущение преобразования, нового этапа жизни
Книги дают опору для лиминальности, создавая форму и давая пережить (не)определенный душевный опыт. Хорошая книга (как и другое хорошее искусство) само по себе является ритуалом перехода.
Как и хорошая психотерапевтическая сессия.
Но: искусство, соблюдающее канон, является лишь напоминанием о переходе (как и стереотипный обряд). Оно «работает» правильным образом, не создавая пространства для непредразличия. Великое искусство поражает именно этим. Соприкасаясь с ним я не просто напоминаю себе о возможности инобытия. Я становлюсь другим.
Как и хорошая психотерапевтическая сессия.
Что не значит, что каноническое искусство, формализованная терапия или обыденный ритуал плохи. Они все супер-важны и нужны.
Гештальт-взгляд
в пограничном опыте мы, выходя из слияния, начинаем ощущать границы (как оторвавшись от стула, или снимая-надевая одежду). Возможность отрефлексировать через остранение части своей идентичности.
Разрушение старых опор, способов поддержки, связей, места в иерархии — и я заново узнаю себя. Больше зачетка на меня не работает, приходится работать самому, оказываться на границе контакта с реальностью
В лиминальном периоде граница контакта перегружена: становится фигурой то, что давно ушло в фон. Картина перерисовывается — это гиперинтенсивный период. Но после какие-то важные вещи, до этого бывшие фигурой, могут уйти в фон, а что-то может стать новой фигурой, проступившей из фона
Период активной работы Эго — и соответственно, запросов к другим функциям Селф: кто я таков, каков мой опыт; что я чувствую, как мне здесь, чего мне хочется
Психотерапия как лиминальный момент — не даром у клиентов часто появляется идея «реальной жизни» за стенами кабинета, как будто здесь особое пространство-время — лиминальное