Профессиональные статьи

Психотерапия как этичный бизнес


Финансовые аспекты психотерапии по-прежнему являются трудной темой для обсуждения. Часто они либо табуируются и прикрываются благородным бессеребренничеством, либо манифестируют в заимствованные из других сфер циничные приемы продвижения и привлечения клиентов. Поскольку данная тема является острой для начинающих терапевтов, и остается актуальной для опытных, попробуем наметить некоторые ориентиры и её основные вопросы. 

Психотерапия является специфическим бизнесом, потому что её содержанием являются отношения с клиентом, а деньги — условие этих отношений, обеспечивающие безопасность и независимость как клиента, так и терапевта. Как бизнес психотерапия имеет много ограничений: она не масштабируется (увеличивать количество клиентов можно до известного предела, повышение цены часто предполагает другую аудиторию, и увеличение дохода, «карьерный рост» возможны только через переход в смежные формы деятельности — групповую работу, коучинг, оргконсультирование, преподавание и просвещение). Наша работа при этом может и должна достойно оплачиваться, поскольку она требует высоких компетенций и знаний, постоянного саморазвития, большой сосредоточенности и дисциплины, постоянного труда внимания, чувствительности и понимания. 

Отличие нашей профессиональной деятельности состоит и в том, что нам необходимо осознавать, какое влияние на терапевтический процесс, на наших клиентов имеет то, как мы ведем бизнес. Мы не можем полностью убрать за скобки этот аспект собственной жизни, но мы можем и должны понимать его воздействие на процесс терапии. Этичным тогда является хорошая рефлексия терапевта собственных практик и избегание использования или злоупотребления терапевтической властью во взаимоотношениях с клиентом. Тем же руководствуются классические правила психоанализа, воспрещающие любые, в том числе финансовые, отношения с анализантом помимо процесса анализа, отказ от подарков и т.п. 

Как любой бизнес, психотерапия имеет три составляющие. 

  • Внутренняя кухня (back office) — то, как специалист выстраивает собственную финансовую устойчивость, как он «ведет дела»
  • Отношения с клиентом (front office) — те правила, договоренности, условия, которые заложены в отношениях с клиентом
  • Продвижение и привлечение новых клиентов, маркетинг 

Каждая составляющая может оказывать влияние на терапевтический процесс. Собственно этичность и профессиональность нашей деятельности состоит в понимании и учёте этого влияния, минимизация его и избегание злоупотребления. 

Каждая из составляющих может быть отдана на откуп третьей стороне (например, если терапевт работает на организацию, и она занимается всеми финансовыми вопросами и привлечением клиентов, выплачивая регулярную зарплату). В этом случае такая организация является незримым участником терапевтического процесса, задающим собственные условия. Однако в отсутствии посредника третий (рынок, финансовая ситуация терапевта, его загруженность, его отношения с деньгами) все равно присутствуют и диктуют свои условия. И если жизненные обстоятельства клиента «на столе», обсуждаются внутри терапевтических отношений, то терапевта —  влияют подспудно, неявно для клиента, а порой и для терапевта. Тем больше его ответственность в осознавании и понимании их роли в терапевтическом процессе. 

Вот несколько простых вопросов для рефлексии терапевта:

  • Если психотерапия является основным источником вашего дохода, ощущаете ли вы свою практику стабильно приносящей вам необходимые средства?
  • Удается ли вам создавать приемлемый баланс работы, отдыха, саморазвития?
  • Чувствуете ли вы себя зависимым от каждого клиента (если он уйдет, ваше финансовое положение пошатнется)?
  • Удается ли вам планировать свои расходы (откладывать на отдых, большие покупки, возможные перерывы в работе)?
  • Какие факторы присутствуют в вашем кабинете как третий (финансовое положение, мнение коллег, количество клиентов, усталость, организация, учебные программы или другое) и как влияют на ваши отношения с клиентами?

К вопросам внутренней кухни терапевта относится ценообразование. По большому счету, цена определяется произвольно и регулируется рынком. То есть специалист с высокой ценой может быть не более квалифицированный, а специализирующийся на работе в другом сегменте. В то же время опытный и эффективный терапевт может работать в бесплатных службах психологической помощи. Важно, чтобы терапевт ощущал, что стоимость его работы справедлива, иначе его переживания могут отражаться на ходе терапевтического процесса — он будет слишком стараться, оказываясь в зависимом от клиента положении, или напротив раздражаться и отталкивать клиента. 

Вот несколько простых вопросов о ценообразовании:

  • Знаете ли вы среднюю цену часа психотерапии в вашем регионе?
  • С каким социальным кругом вы предпочитаете работать? Какая цена для них приемлема?
  • Как соотносится желаемый вами доход с той ценой, которая вам кажется адекватной?
  • Понимаете ли вы, сколько вы зарабатываете в среднем за месяц, сколько уходит на профессиональное развитие, сколько на обеспечение своей деятельности (супервизия, кабинет, связь, налоги и тп), сколько остается на отдых и личные нужды?
  • Есть ли у вас ощущение, что вы получаете достойную и соразмерную плату за свою работу? Одинаково ли оно со всеми клиентами или разнится. 

Вопрос поднятия цены относится уже не к внутренней кухне, а к отношениям с клиентом. Он всегда становится значимой интервенцией, влияющей на отношения — иногда облегчением для клиента, который считал, что платит недостаточно, иногда фрустрацией и отвержением. Обычно терапевт достаточно хорошо знает жизненную ситуацию клиента и его особенности, предполагает его реакцию на повышение цены. Сами вопросы об этом могут играть диагностическую роль:

  • Кому из Ваших клиентов вы легко бы подняли цену, а кому с трудом — и всегда ли это связано с их финансовым положением?
  • В каких случаях вы готовы делать скидки, удерживать цену и идти навстречу клиенту? Что скрывается за этим в ваших отношениях?
  • Какими вы предстанете в глазах разных клиентов, если будете повышать цену?
  • Как для вас самих было бы комфортно повышение цены специалиста — за сколько оно должно быть озвучено, на сколько высоким оно может быть?
  • Как вы обсуждаете финансовые вопросы с клиентом (оплату пропусков, назначение или повышение цены, и тп) — что вы переживаете и чьи интересы и ценности защищаете?

Привлечение клиентов также является частью бизнеса терапевта, возможно, наиболее этически сложной. Опять же, многие психотерапевты в связи с этим принимают решение вовсе не присутствовать в публичном пространстве (социальных сетях) помимо сугубо профессионального позиционирования — в публикациях, конференциях, профессиональных сообществах. 

Профессиональные этические кодексы также накладывают некоторые ограничения на самопредъявление терапевта и рекламу. Обычно они касаются конфиденциальности клиентов (запрещаются не согласованные с клиентом публикации случаев), использования клиентов (публикация отзывов и рекомендаций), агрессивной рекламы, обещающей чудесные исцеления и мгновенные результаты, превозносящие одни методы над другими.

Психотерапия является одной из профессий, основанных на репутации. Чем выше репутация специалиста, тем вероятнее к нему будут направлять клиентов знакомые, коллеги. Профессиональная репутация отличается от хорошего отношения (может быть прекрасный человек, или умный, добрый, веселый — но клиентов вы к нему не направите). Она не всегда даже выражается позитивно: терапевта могут рекомендовать как провокатора, к примеру, и для кого-то это будет привлекательно. 

Клиенты иногда выбирают терапевта очень прицельно (обычно, если это не первый опыт терапии), или как кота в мешке — по рекомендации, наитию, случайному совпадению. Сейчас, когда психотерапия стала доступнее, в том числе удаленная, многие критерии выбора перестали играть роль. Но по-прежнему важна репутация терапевта в определенных социальных кругах потенциальных клиентов или среди коллег. 

Вот несколько вопросов для размышления:

  • К каким терапевтам вы сами с легкой душой отправили бы клиентов?
  • Какую репутацию вы хотели бы иметь — какими вы хотели бы чтобы вас знали как терапевта ваши потенциальные клиенты до встречи с вами?
  • Есть ли сейчас сообщества, в которых Вы имеете соответствующую вашим амбициям репутацию? Как вам это удалось?
  • Что вы делаете для того, чтобы поддерживать или укреплять свою репутацию? И среди кого она для Вас важна?

Вопросы, которые я здесь задаю (в том числе и себе) часто звучат также у моих коллег, супервизантов, учеников. Я не претендую на исчерпывающие ответы об организации психотерапии как бизнеса, но хотел бы, чтобы в профессиональном сообществе мы могли вести открытую и не поверхностную дискуссию на эту тему, понимая огромную вариативность того, как устроен бизнес коллег, уважая специфику каждого, и оставаясь в поле этического и профессионального осмысления практики. 

Новые публикации

Спасибо, что решили присоединиться.
Пожалуйста, введите свой e-mail или телефон и мы свяжемся с Вами.