Профессиональные статьи

Особенности Онлайн-работы


В этом обзоре специфики онлайн-работы мы рассмотрим следующие аспекты:

Этические 

  • Конфиденциальность
  • Качество присутствия 
  • Анонимность 
  • Доступность 

Сеттинг и правила

  • Безопасность 
  • Неполадки в связи
  • Оплата

Контактирование 

  • Ощущение присутствия и общего поля (единство времени, места и действия)
  • Поддержка переживаний
  • Телесный контакт 

Эстетические 

  • Резонанс и отклик 
  • Эстетические критерии встречи онлайн (полнота, глубина, полнокровность, плавность, тягучесть, обрывистость, легкость и тп)

Онлайн работа в специальных форматах

  • Групповая работа
  • Работа с парами
  • Работа с детьми

Инструментарий и ресурсы терапевта

  • Комфортное рабочее место
  • Возможность делать записи 
  • Знакомство с жизнью клиента изнутри 
  • Самоподдержка терапевта

Этические 

Конфиденциальность

  • Информация, несмотря на передачу по публичным сетям, остается приватной — как в индивидуальном формате, так и групповом. Изменение формата на онлайн-встречи может пошатнуть этот фундамент, поэтому важно его помнить и подчеркивать. 
  • Рабочие и корпоративные сети могут прослушиваться. Уязвимости есть и в Skype и Zoom. Но мы можем иметь это в виду и гарантировать, что приложили усилия со своей стороны (создали канал связи, не ведем записи без разрешения клиента, не передаем информацию, находимся в изолированном и не прослушиваемом помещении). Справедливости ради (для поддержания параноидальных фантазий), даже работая в кабинете, если клиент берет с собой телефон, мы не можем быть уверены, что он не прослушивается. Но мы обязаны сделать возможное, учитывая собственные ограничения. 
  • Безопасное окружение: мы гарантируем, что у нас в помещении никого нет, поскольку клиент не может сориентироваться и проверить это. Также важно понять, чувствует ли он себя во время встречи защищенным в своём собственном жилище или месте пребывания, уверен ли, что его никто не слышит из домочадцев и сожителей, посторонних. 

Качество присутствия 

  • Терапевт гарантирует своё полное присутствие. Это означает, что он полностью сосредоточен на взаимодействии с клиентом в отведенное время, а желание отвлечься (на домашние дела, звонки или переписки, компьютерные игры или что-то ещё) в состоянии рассматривать как диагностический признак особенностей взаимодействия с клиентом, и может обратить эти импульсы в работу. 
  • Терапевт готовится к онлайн-встрече так же, как и к очной. Важно помнить, что эта работа, требующая не меньшей, а большей сосредоточенности. Поэтому терапевт относится со всей серьезностью к пунктуальности, своему внешнему виду, своему рабочему пространству и процессу, как и при очной встрече. 

Анонимность 

  • Как правило, и терапевт, и клиент предоставляют о себе необходимую информацию друг другу, позволяющую их идентифицировать. 
  • При некоторых обстоятельствах клиент может сохранять свою анонимность. В таких случаях терапевт должен осознавать свою возросшую ответственность и риски, связанные с этим: невозможность установить дееспособность, возраст (мы не можем работать с несовершеннолетними младше 14 лет без согласия родителей или опекунов) и т.п.
  • Психотерапевт не должен скрывать своей личности, а также сообщает или делает доступной информацию о своём образовании, опыте работы, квалификации, членстве в профессиональных сообществах. Именно членство в профессиональных организациях является мерой обеспечения безопасности и профессионализма специалиста. Эти сведения должны быть предоставлены клиенту.

Доступность 

  • Важно определить возможные каналы связи между терапевтом и клиентом: мессенджеры, приложения или платформы, которые могут быть использованы для обмена информацией, установления договоренностей о встречах или форс-мажорах. 
  • Договоренности об общении между встречами должны быть ясно определенными и комфортными как для клиента, так и для терапевта. 

Сеттинг и правила

Признание изменения условий и заключение нового договора при переходе в онлайн-формат

  • новые условия требуют оговорить произошедшие изменения: тайминг, ответственность за пропуски, договоренности о способах оплаты, отменах и т.п. Иногда может казаться, что это самоочевидно, тогда легко проигнорировать возникающие недовольство или недопонимание. Пересмотру (или подтверждению) подлежат периодичность, продолжительность, стоимость встреч, прочие условия. 

Безопасность 

  • Важно удостовериться, что клиент уверен в безопасности канала связи, чувствует себя достаточно защищенным, чтобы быть откровенным, не опасается, что его могут слышать или внезапно войти в помещение. Не всегда возможно создать такие условия, тогда терапевт имеет в виду ограничения и остановки клиента. 
  • Иногда условия относительной безопасности могут играть на руку процессу терапии и доверия: внутреннее сопротивление в связи с некоторыми темами становится внешне обусловленным, и терапевтические отношения от этого становятся более тесными. 

Неполадки в связи

  • Терапевт старается обеспечить технологическую составляющую процесса со своей стороны (надежный источник связи, возможный альтернативный источник, если связь может быть неустойчивой, рабочая техника: гарнитура или микрофон, встроенные устройства в компьютер, нежелательно работать по телефону или другому маленькому устройству). 
  • Терапевт берет на себя ответственность за неполадки с его стороны, не списывая их на феномены поля или особенности контакта. Уместнее не интерпретировать такого рода сложности, а возместить клиенту упущенное время. 
  • Неполадки со стороны клиента остаются на его ответственности и не требуют возмещения. Однако необходимо заранее оговорить то, что время встречи остается неизменным, не продляется, если клиент не выходит вовремя на связь или прерывается в процессе. 
  • В случае неочевидных неполадок, клиент и терапевт совместно договариваются о том, как с ними обходиться. Однако этой неопределенности лучше избегать за счет доскональной проверки терапевтом собственных технических ресурсов. 

Оплата

  • Способ и сумма оплаты должны быть оговорены до начала терапии. Предпочтительным является вариант предоплаты, когда клиент оплачивает встречу до её начала. Клиент оплачивает возможность участия во встрече. В этом плане оплата психотерапии больше похожа на оплату театрального действия или посещения выставки, чем на услугу маникюра или парикмахерскую — клиент вовлечен и должен сам поработать в тех условиях, которые создает и предоставляет психотерапевт.
  • По просьбе клиента, терапевт должен предоставить ему чек или любое другое подтверждение оплаты. 

Контактирование 

Ощущение присутствия и общего поля (единство времени, места и действия)

  • Для создания общего фона важно соотнестись и создать общий хронотоп. Первичная ориентировка позволяет обнаружить различия и сформировать общее поле. 
  • Терапевт может спросить у клиента для этого: сколько времени у него сейчас (это имеет значение для удаленной работы с клиентами из других часовых поясов), какая погода, где он находится, достаточно ли комфортно ему в этом месте, что он делал до встречи, что у него запланировано после. В отличие от очной работы, мы как бы вторгаемся в жизнь друг друга, и нужно время, чтобы оглядеться. 
  • Важный феномен онлайн работы состоит в том, что у клиента есть больше рычагов управления взаимодействием: он также, как и терапевт, следит за временем в процессе встречи, ему проще прекратить встречу, он сам может выбирать свое расположение, удобную позу и обстановку. Терапевту приходится учитывать эти факторы, замечая и сознавая влияние контекста на процесс терапии. 
  • Мы можем также быть внимательны к тому, что мы видим или слышим в фоне клиента: картинки на стенах или обои, окно, детские крики или пение птиц, смена обстановки по сравнению с предыдущей встречей. Внимание к этим деталям позволяют создать общее пространство. 
  • Мы также можем предложить клиенту обратить внимание на наш фон, дать ему возможность заметить, где находится терапевт, проявить интерес к его окружению. 
  • Мы создаем общее пространство также, замечая общий культурный, политический, социальный фон, его сходства или различия. 
  • В онлайн работе нет возможности для постконтакта как в очной встрече, когда терапевт провожает клиента, прощается с ним, обращая внимание на его состояние. Встреча заканчивается более резко, а выход из взаимодействия не такой плавный. Поэтому терапевту важно выделять время в конце встречи на завершение и подведение итога, на прощание и постконтакт. 

Поддержка переживаний

  • Как и в очной работе, мы замечаем и поддерживаем переживания, которые возникают у клиента. Особенностью является дополнительное усилие, необходимое для того, чтобы клиент обращал и адресовал свою речь терапевту, замечая, как меняется его эмоциональное состояние. В онлайн-работе проще игнорировать присутствие другого, просто озвучивая внутренний монолог. Но именно обращение к другому человеку делает переживания сильнее, заметнее и яснее. 
  • Терапевт обращает внимание на динамику энергии (собственную скуку, усталость, потерю интереса и т.п.), понимая это как блокирование переживаний. Он помогает клиенту вернуться к чувственному опыту через телесное сознавание, обращение речи непосредственно терапевту и другими интервенциями. 
  • В условиях онлайн работы доступ к переживаниям иногда бывает даже проще, поскольку клиент находится в более привычной и безопасной обстановке, может комфортнее устроиться, лучше контролирует процесс терапии. Не стоит удивляться или пугаться тому, что в таком формате мы может прикоснуться к более глубоким чувствам, травматическому опыту или сильным эмоциям. Дистанция с терапевтом иногда дает больше свободы. Задачей остается поддержка этих переживаний, а не сворачивание их. Недостаток контроля со стороны терапевта может быть фактором риска, при котором сам терапевт удерживает клиента на более поверхностном, консультативном уровне, понимая свои ограничения. Но именно эти ограничения могут позволить клиенту прикасаться к потаённым частям своего опыта. 

Телесный контакт 

  • В онлайн-работе мы имеем обычно меньшие возможности наблюдать за телесным процессом клиента. Однако в поле нашего внимания остаются мимика, дыхание, интонационные особенности, темп речи, жестикуляция. Тем важнее помнить и предлагать клиенту замечать, что он ощущает телесно, как он чувствует те или иные эмоции в теле. 
  • Терапевту важно также обращать внимание на собственный телесный отклик, ощущения напряжения или расслабления в теле, появляющиеся импульсы. В онлайн работе, так как клиент тоже не видит лишь небольшую часть, за прицелом камеры тело терапевта может позволить себе жить более спонтанно и активно. Не нуждаясь в оттормаживании, сдерживании, телесные проявления терапевта и его импульсы могут служить ценным дополнительным источником информации о взаимодействии с клиентом: скуки, раздражении, возбуждении, нетерпении, удовольствии, нежности и так далее. Привычная ретрофлексия импульсов (то есть сдерживание) может превратиться в дефлексию (то есть сбрасывание энергии в отвлекающие посторонние действия). Но такого рода проявления гораздо проще обнаруживать и осознавать их роль в регулировке взаимодействия. 
  • В онлайн работе применимы различные телесные эксперименты, связанные с амплификацией (усилением) телесных зажимов, вниманием к дыханию, принятию той или иной позы и т.п. Фокусировки на телесном процессе могут давать ценный и глубокий материал за счет большей раскованности клиента в удаленном формате. 
  • Хотя прикосновения и реальный телесный контакт невозможны, в онлайн работе (благодаря большей дистанции и безопасности взаимодействия) может появляться даже больше импульсов к нему. Терапевт и клиент могут находить различные творческие способы симуляции контакта такого рода: обозначая и демонстрируя свои позывы к прикосновениям, объятиям и т.п.
  • Особенностью большинства каналов связи состоит в том, что клиент и терапевт видят не только друг друга, но и самих себя. Отношение к собственному образу в экране может стать как отдельным фокусом работы, так и фоном, отвлекающим или привлекающим обоих. Магнетическое действие собственного отображения маркирует различные переживания: и стремление контролировать свой образ, и стыд или неуверенность, и гордость, и скуку или потерю интереса, отчуждение от партнера. Замечая эти феномены как в собственном поведении, так и в реакциях клиента, терапевт намечает пути к большей полноте соприсутствия. В то же время собственный образ помогает не забывать о собственной видимости для другого — то, что остается за пределами привычной осознанности в очной практике. 

Эстетические 

Резонанс и отклик 

  • Терапевт замечает, как он откликается на взаимодействие с клиентом. При этом он учитывает особенности этого контакта: дистанцию, его неустойчивость (особенно при плохой связи), истонченность (когда нет ощущения взаимного обращения и соприсутствия), слабость (когда появляется скука или начинает хотеться отвлечься). Терапевт дифференцирует, что имеет отношение к его собственному состоянию, что к особенностям онлайн-работы, а что к взаимодействию с этим конкретным клиентом. 
  • Терапевт может делиться собственными переживаниями, ощущениями и телесным откликом, образами и историями в той мере, в которой он считает полезным для клиента и взаимодействия, имея в виду, что это интервенция, которая должна быть целесообразной. 
  • Терапевт обращает внимание на то, какое место в жизни клиента он занимает в формате онлайн-работы. Ощущает ли он это пространство интимным местом встречи, выделенным для себя временем, отдушиной для отреагирования и спуска накопившихся эмоций, советчика или тренера личностного роста и т.п. Терапевт обращает внимание и на свою позицию, и на её изменения, если работа перешла из очного в онлайн формат. Осознавая это, терапевт получает возможность двигаться от формального взаимодействия к глубокому диалогическому контакту. 

Эстетические критерии встречи онлайн (полнота, глубина, полнокровность, плавность, тягучесть, обрывистость, легкость и тп)

  • Как и личную встречу, онлайн-встречу можно описать, используя эстетические критерии. Но смотря таким образом на взаимодействие (описывая то, как затрагивает, какие рождает в нас переживания и эмоциональные отклики), нужно помнить, что мы описываем не процесс клиента, а особенности и характеристики контакта. В онлайн-работе, когда мы смотрим на экран, соблазн видеть и относиться к происходящему там как к изолированному и объективизированному процессу еще выше, чем в реальных встречах. Тем сложнее и острее необходимость удерживать во внимании, что особенности взаимодействия и процесса констатирования — это то, что клиент и терапевт создают вместе, соучаствуя в построении эстетической формы контакта. Описывая эстетически контакт таким образом, мы описываем не то, что происходит с клиентом, а что происходит с нами вместе. Из этой перспективы понятнее тактика терапевтической работы, связанная с изменением собственной способности к контактированию, чтобы взаимодействие могло стать глубже, гармоничнее, проникновеннее, весомее и значимее для нас обоих. 

Онлайн работа в специальных форматах

Групповая работа

  • Групповая работа в онлайн-формате давно доказала свою состоятельность в том, что касается транслирования информации (лекции, семинары, марафоны и тп). Хотя недостаток обратной связи может требовать большего напряжения со стороны ведущего. Терапевтические группы, супервизорские и учебные программы требуют пересмотра процедур с учетом особенностей канала связи. 
  • Как и в индивидуальной работе, в групповой необходимо пересмотреть правила с учетом изменившегося формата, договориться о порядке использования чата (если он предусмотрен), работы микрофона (только у говорящего) и камеры (всегда у всех), о прямых обращениях и форматах работы (фокусировках или индивидуальной работе «в кругу», обратной связи и откликах, прямых обращениях участников друг к другу и тп). 
  • Как и в индивидуальной работе, требуется отдельное внимание к созданию общего хронотопа, формированию ощущения единого пространства и его границ, возможности освоиться в общем пространстве. Участники могут поделиться, где они находятся или что видят вокруг и на экране и тп. 
  • Формат терапевтической групповой работы представляется более уместным в виде группы встреч, когда участники откликаются на истории и переживания друг друга своими историями и эмоциональным резонансом, делятся своими чувствами и опытом, реагируя друг на друга, в большей мере, чем высказывают друг другу своё мнение или отношение к другим участникам группы. Прямые обращения также остаются возможными, но нуждаются в дополнительном усилии модерирования: выделении времени на это, правил, степени участия других людей. 
  • Позиция терапевта, особенно в начале группы, больше связана с формулированием и регламентаций правил и порядка, создания границ и процедур, чем в очных форматах. Большего времени требует фасилитация процессов повышения доверия, создания общности. Динамические процессы, связанные с конфронтацией и агрессией будут развиваться менее явно и аффективно — это связано с увеличением реальной дистанции, узкими рамками контактной границы, сложностями в поиске подходящих форм для конфронтации, большей возможности у участников игнорировать своё недовольство, незаметно отвлекаясь и выпадая из группового процесса. Тем важнее и сложнее ведущему группы сканировать степень присутствия каждого, следить за общим уровнем энергии, находить механизмы обратной связи (в том числе, снижения интереса и степени вовлеченности) и формы для адекватного выражения недовольства. 
  • Групповые упражнения, дискуссии, работы в малых группах вполне возможны в онлайн-формате в адаптированном варианте с учетом технических возможностей. 

Работа с парами

  • Работая удаленно с парами, технически удобнее, чтобы они участвовали с разных устройств, если они в разных помещениях, и с одного, если они находятся рядом. Во втором случае мы видим, помимо прочего, как распределяется ответственность и контроль между ними, можем сразу наблюдать мотивированность и сопротивление к работе, а также диспозицию и самопредъявление пары. 
  • Поскольку важным элементом в работе с парой является сохранение нейтральности терапевта, онлайн формат позволяет делать его дистанцию от их взаимодействия более явной и ощутимой, поддерживая связность пары, обратившейся к терапевту. Задавая вопросы, ответы на которые приходится «говорить в экран», а также фасилитируя прямой диалог между участниками пары, терапевт  больше выполняет роль модератора процесса, поддерживая баланс, проясняя и откликаясь своими переживаниями, образами или ассоциациями на процесс, свидетелем которому он становится. Такого рода сопровождение пары невозможно без удерживания терапевтом целей, которые пара поставила перед собой на терапии, и рассмотрения происходящего в их контексте. 
  • Терапевт также учитывает своё участие, хотя и на большей дистанции, в том, как разворачивается взаимодействие внутри пары и с ним. Понимая, что мы имеем дело с отношениями-для-терапевта, важно понимать их контекст за рамками терапии, и обращать внимание на тот отклик, который возникает у терапевта в ходе работы, особенно на ощущения непродуктивности, потери энергии и разочарования. 

Работа с детьми

  • Как и взрослые, дети быстрее устают от онлайн-работы, особенно если общее количество экранного времени, помимо терапии, у них возрастает. Кроме того, многие привычные для работы с детьми формы, игровые, проективные, динамичные оказываются труднодоступными. Уровень безопасности также оставляет желать лучшего: искушение родителей присутствовать или подслушивать, о чем идет речь у терапевта с ребенком, может быть очень велико, и ребенок оказывается более скованным и напряженным. Нам надо учитывать эти факторы, чтобы не видеть сопротивление там, где есть объективное ухудшение условий контакта. 
  • В отличие от работы со взрослыми, мобильное устройство (телефон, планшет или ноутбук, который можно легко переносить) может быть предпочтительней для работы с детьми — со стороны клиента. Это позволяет им лучше контролировать свою приватность. Ребенок ощущает терапевта в большей степени «пришедшим в гости» — может захотеть показать ему свой дом, свои игрушки, даже своих родных. Это естественное поведение, тем более, что у детей до пубертатного возраста не такая жесткая граница между внутренним миром и внешним. Они делятся своей жизнью. А при продолжающейся работе, когда ребенок бывал в кабинете терапевта, это шанс для него восстановить баланс: теперь терапевт у него. 
  • Как и со взрослыми, ребенок получает больше власти и контроля над процессом терапии, и цели, правила взаимодействия и договоренности заново становятся предметом обсуждения. Дети часто чувствуют себя пораженными в правах, и тема возможности проявления власти и контроля может стать ведущей при переходе к онлайн-работе. 
  • Альянс с ребенком, важный и в очной работе, приобретает особое значение в дистанционном формате. Только ощущение терапевта соратником, с которым мы движемся к общим, обозначенным целям, совместно рисуя маршрут, является залогом успешной дистанционной работы. Это требует гибкости от терапевта и нахождения понятного языка для формулировок общих целей, прикладывания больших усилий для совместной выработки и обоснования правил, сотворчества в выборе форм взаимодействия и особого внимания к сопротивлению, не фрустрируя его, но наделяя смыслом и помогая ребенку более ясно и прямо (и уважительно) говорить о своём недовольстве, нежелании или опасениях. 

Инструментарий и ресурсы терапевта

Комфортное рабочее место

  • Позаботьтесь о том, чтобы все необходимое было у вас буквально под рукой, и вы могли не отвлекаться во время работы. Подумайте, как можно расширить свой инструментарий, могут ли вам понадобиться иллюстрации, игрушки, какие-либо материалы. 
  • Информационные технологии дают дополнительные возможности, такие как совместное рисование с клиентом в Zoom или возможность показать клиенту свой экран, поделиться электронными ресурсами, и другие. Психотерапевт расширяет и обогащает свой репертуар, используя обновленные условия. 

Возможность делать записи 

  • Работа за компьютером делает проще и легитимизирует письменные записи, которые терапевт может делать от руки во время встречи. Этот инструмент, принятый в одних подходах и пренебрегаемый в других (процессуальных), становится здесь более уместным и может быть хорошим подспорьем для структурирования, выделения главного, систематизации и лучшего понимания, что помогает в работе, когда её материал кажется несогласованным, спутанным или сложным. 
  • Видео- и аудио-записи возможны только с разрешения клиентов. Иногда клиенты просят сами делать запись встречи, чтобы иметь возможность пересмотра и повышения собственной рефлексии. Такие записи, при условии соблюдения всех аспектов безопасности, очень полезны для начинающих терапевтов, предоставляют возможность увидеть слепые пятна, собственные стилевые особенности, заметить элементы сопротивления и избегания каких-либо тем. 

Знакомство с жизнью клиента изнутри 

  • Онлайн-рабоота позволяет заглянуть в то, как устроен быт и окружение клиента. Это может стать источником важных осознаний. Обратите внимание, как клиент организует то пространство, которое он выделил для себя — пространство психотерапии. Выглядит ли это как вырванное, украденное, обрывочное положение, или ему удается с комфортом расположиться, позаботиться о себе, создать себе условия. Что его окружает, делает ли он обстановку соответствующей своим потребностям, или она вынуждает его анастезироваться и игнорировать собственные ощущения и чувства. 

Самоподдержка терапевта

  • Как показывает практика коллег, онлайн-работа не проще, а более энергоёмкая. Поэтому необходим баланс занятости и отдыха терапевта. Ему может требоваться больше времени для восстановления сил, меньшее количество клиентов в день, более продуманные способы релаксации. 
  • Терапевт, много работающий в онлайн-формате, особенно нуждается в телесных практиках, направленных на лучшее самочувствие, телесную осознанность, ощущения собственных зажимов и интенций, вкуса и запахов и тд. Этому служат различные практики работы с телом, рефлексия и медитации. Большой набор техник повышения телесной осознанности, столь актуальной для нас, есть в разделе «Практика» книги «Теория Гештальт-терапии» Перлза, Гудмана, Хефферлайна. 
  • Супервизия остается важнейшим способом самоподдержки терапевта, сохранения терапевтической позиции и рефлексии практики. Кроме того, супервизия позволяет почувствовать себя «с другой стороны экрана», замечая феномены контакта, которые могут ускользать при работе с клиентом: те ограничения, возможности и недостатки, которые есть в онлайн-работе.
  • Изолированный характер онлайн-работы создает большой дефицит коллегиального и профессионального сообщения. В связи с этим, принадлежность к сообществу и групповые практики взаимоподдержки также являются необходимым ресурсом для сохранения профессиональной идентичности и работоспособности терапевта. 
  • Онлайн-работа ставит новые вопросы к методологии практики, которые самое время себе задать. Изменившиеся формы работы выносят на поверхность условность терапевтической ситуации, понимание роли и ответственности терапевта, представлений о качестве контакта и т.п. Специалист вынужден заново рефлексировать собственные методологические и теоретические основания без явной опоры на «классические» источники и практики, самостоятельно обнаруживая почву под ногами и соотносясь с опытом профессионального сообщества. 

Составил: Виталий Сонькин, психолог, гештальт-терапевт, член EAGT, председатель Объединения «Метаморфозы»

Новые публикации

Спасибо, что решили присоединиться.
Пожалуйста, введите свой e-mail или телефон и мы свяжемся с Вами.