Лекция была записана по просьбе сообщества «Психотерапия и привязанность» и Даниила Островского.
Эстетический ракурс представлял особый интерес для Гештальт-терапии с самого начала. Зародившийся среди нью-йоркской богемы подход был основан людьми, не чуждыми театру, танцу, живописи и архитектуре, поэзии, а также литературному творчеству и философии. Спонтанность, поиск полной, точно отражающей глубину переживания формы, новизна и рискованность — присущие любому творчеству — были восприняты как ориентир в психотерапевтической практике. Понятие «творческого приспособления» помогает объяснять нам и механизм формирования страдания, и способ его преодоления.
Слово «эстетика» не означает «красиво». Это древнегреческое слово переводится как «чувственное восприятие». Мы воспринимаем эстетически произведения искусства, людей, природу, архитектуру, музыку и движение, стиль, взаимодействие и особенности контакта. В психотерапии мы также эстетически присутствуем в отношениях с клиентами, переживая ясность, гармонию, красоту, наполненность, трепет или трогательность, раскаты злости и глубину отчаяния. Мы также можем ощущать потерю эстетики взаимодействия, когда контакт переживается как слабый, рассеянный, скучный, мутный, вялый, неловкий, пустой, навязчивый и постылый. Внимательность к этому уровню восприятия позволяет нам опираться на процессуальную эстетическую диагностику. А ответственность за сотворчество в создании контакта терапевта с клиентом дает нам возможности для участия в создании более эстетичного, свежего и насыщенного взаимодействия.
Эстетика контакта в кабинете терапевта не принадлежит ни клиенту, ни терапевту, позволяя им вместе взглянуть на нее (отличие терапевта в большей готовности это сделать и развитой чувствительности).
Вместо знания, как правильно жить клиенту, мы предлагаем ему заметить красоту собственной жизни и преумножить ее.
На небольшом вебинаре про эстетику в гештальт-терапии, мы