Теоретические основы Гештальт-терапии

Блок лекций к программе подготовки гештальт-терапевтов

Данный курс предназначен для слушателей, изучающий Гештальт-терапию или смежные подходы в психотерапии. он направлен на овладение базовыми представлениями о гештальт-подходе, его возникновении и развитии, его месте среди школ и направлений психотерапии, мировоззренческих и философских основаниях, а также на понимание основных понятий и концепций подхода их применимости в практике психотерапевта.

В результате слушатели получат общие представления об основных понятиях и концепциях гештальт-подхода, освоят терминологию и концепции, лежащие в основе практики психотерапии. Они получат компетенции, связанные с ориентировкой в ключевых теоретических положениях, литературе, течениях и моделях описания, принятых в современной гештальт-терапии, аппарат для описания практики и концептуализации метода данного подхода, а также представления о контексте и смежных областях знаний.

Курс является теоретическим приложением (модулем) к базовому тренинговому курсу подготовки гештальт-терапии. Полный цикл данного модуля включает 8 трехчасовых встреч: 7 онлайн-лекций и завершающий семинар, на котором слушатели презентуют свои итоговые письменные работы — эссе на тему «Мой путь в гештальт-терапию».  

семинар/часовтемасодержание
1/3История гештальт-подходаОснователи гештальт-подхода, семерка авторов концепции и их роль (Фриц Перлз, Лора Перлз, Пол Гудман, Изидор Фром, Пол Вейс, Эллиот Шапиро, Джим Симкин)
Фредерик Перлз, его судьба и практика. “Эго, голод и агрессия”. Разрыв с психоанализом. Период Изалена и слава. Наследие.
Лора Перлз и функция поддержки в гештальт-терапии.
Пол Гудман и социальный футуризм.
Изадор Фром, апостол гештальт-подхода.
Основные школы и направления, институты, практикующие гештальт-подход. Нью-Йоркская традиция и Гатла. Карта мирового гештальта. Основные институции, ААГТ, ЕАГТ, национальные институты и др.
Современная гештальт-терапия.
Российский Гештальт. Зарождение, развитие, современное положение.
2/3Гештальт-терапия в системе психотерапевтических школКонсультирование, психотерапия и психиатрия — различия и пересечения
Критерии различия психотерапевтических направлений: антропология, представление о здоровье-болезни, о целях терапии и задачах адаптации, о первичной реальности клиента/пациента.
Отличия психотерапевтической методологии, метода и методики
Основные направления психотерапии: аналитические; системные; поведенческие; экзистенциально-гуманистические
Эффективность психотерапии — критерии и оценка, исследования
Критика гештальт-подхода другими школами психотерапии
Мультимодальные подходы и будущее психотерапии
3/3Мировоззренческие основания гештальт-подходаГуманистические принципы (принятие, равенство и равноправие, уважение к свободе личности, признание творческого потенциала в каждом человеке)
Восточные учения и даосизм, осознанность
Процессуальность и изменчивость мира и личности
Творческое приспособление
Ответственность и авторство жизни“Молитва” Перлза и ее критика
Марксизм и анархизм
Социальный активизм
Современное искусство
Эстетические аспекты психотерапии
Современные вызовы для гештальт-подхода
4/3Философские предпосылки гештальт-подходаОткрытия и развитие психоанализа (Фрейд, Адлер, Хорни, Райх, Ранк)
Экзистнециальная философия (Ясперс, Хайдегер)
Феноменология (Гуссерль, Мерло-Понти)
Гештальт-психология (Келер, Коффка, Ветгеймер, Гольдштейн) Теория поля Курта Левина
Теория Диалога Мартина Бубера
Холистическая теория Х.Смутса
Творческое предразличие (Фридлендер Соломон)
5/3Основания гештальт-подходаПонятие Гештальта. Фигура и фон
“Здесь и сейчас”
Контактная граница организма и среды
Понятие поля и релятивизм. Ситуация и атмосфера
Осознавание
Творческое приспособление
Парадоксальная теория изменений
Опыт и эксперимент
6/3Теория контакта и модальности контактированияМодели цикла контакта
Фазы контакта. Энергия
Модальности контакта и их роль в социализации
Теория Self и функции Self
7/3Теоретические основы в практике гештальт-терапевтаУстановка на диалогические отношения
Здесь-и-сейчас
Феноменологическая практика
Работа с телесным сознаванием
Чувствительная к полю практика
Работа с процессом контактирования
Экспериментальный подход
8/3Итоговая зачетная встречаУчастники делятся своими находками и открытиями, представляя свои эссе группе.

Эссе на тему “Мой путь в гештальт-терапию”:

Курс можно посещать вместе с очередной учебной группой в режиме онлайн, а также приобрести доступ к записям лекций (7 занятий, исключая последнюю встречу с презентацией эссе).

Оплата курса производится через счёт объединения. За дополнительной информацией можно обратиться к администратору или кураторам групп.