Данный курс предназначен для слушателей, изучающий Гештальт-терапию или смежные подходы в психотерапии. он направлен на овладение базовыми представлениями о гештальт-подходе, его возникновении и развитии, его месте среди школ и направлений психотерапии, мировоззренческих и философских основаниях, а также на понимание основных понятий и концепций подхода их применимости в практике психотерапевта.
В результате слушатели получат общие представления об основных понятиях и концепциях гештальт-подхода, освоят терминологию и концепции, лежащие в основе практики психотерапии. Они получат компетенции, связанные с ориентировкой в ключевых теоретических положениях, литературе, течениях и моделях описания, принятых в современной гештальт-терапии, аппарат для описания практики и концептуализации метода данного подхода, а также представления о контексте и смежных областях знаний.
Курс является теоретическим приложением (модулем) к базовому тренинговому курсу подготовки гештальт-терапии. Полный цикл данного модуля включает 8 трехчасовых встреч: 7 онлайн-лекций и завершающий семинар, на котором слушатели презентуют свои итоговые письменные работы — эссе на тему «Мой путь в гештальт-терапию».
семинар/часов | тема | содержание | |
1/3 | История гештальт-подхода | Основатели гештальт-подхода, семерка авторов концепции и их роль (Фриц Перлз, Лора Перлз, Пол Гудман, Изидор Фром, Пол Вейс, Эллиот Шапиро, Джим Симкин) Фредерик Перлз, его судьба и практика. “Эго, голод и агрессия”. Разрыв с психоанализом. Период Изалена и слава. Наследие. Лора Перлз и функция поддержки в гештальт-терапии. Пол Гудман и социальный футуризм. Изадор Фром, апостол гештальт-подхода. Основные школы и направления, институты, практикующие гештальт-подход. Нью-Йоркская традиция и Гатла. Карта мирового гештальта. Основные институции, ААГТ, ЕАГТ, национальные институты и др. Современная гештальт-терапия. Российский Гештальт. Зарождение, развитие, современное положение. | |
2/3 | Гештальт-терапия в системе психотерапевтических школ | Консультирование, психотерапия и психиатрия — различия и пересечения Критерии различия психотерапевтических направлений: антропология, представление о здоровье-болезни, о целях терапии и задачах адаптации, о первичной реальности клиента/пациента. Отличия психотерапевтической методологии, метода и методики Основные направления психотерапии: аналитические; системные; поведенческие; экзистенциально-гуманистические Эффективность психотерапии — критерии и оценка, исследования Критика гештальт-подхода другими школами психотерапии Мультимодальные подходы и будущее психотерапии | |
3/3 | Мировоззренческие основания гештальт-подхода | Гуманистические принципы (принятие, равенство и равноправие, уважение к свободе личности, признание творческого потенциала в каждом человеке) Восточные учения и даосизм, осознанность Процессуальность и изменчивость мира и личности Творческое приспособление Ответственность и авторство жизни“Молитва” Перлза и ее критика Марксизм и анархизм Социальный активизм Современное искусство Эстетические аспекты психотерапии Современные вызовы для гештальт-подхода | |
4/3 | Философские предпосылки гештальт-подхода | Открытия и развитие психоанализа (Фрейд, Адлер, Хорни, Райх, Ранк) Экзистнециальная философия (Ясперс, Хайдегер) Феноменология (Гуссерль, Мерло-Понти) Гештальт-психология (Келер, Коффка, Ветгеймер, Гольдштейн) Теория поля Курта Левина Теория Диалога Мартина Бубера Холистическая теория Х.Смутса Творческое предразличие (Фридлендер Соломон) | |
5/3 | Основания гештальт-подхода | Понятие Гештальта. Фигура и фон “Здесь и сейчас” Контактная граница организма и среды Понятие поля и релятивизм. Ситуация и атмосфера Осознавание Творческое приспособление Парадоксальная теория изменений Опыт и эксперимент | |
6/3 | Теория контакта и модальности контактирования | Модели цикла контакта Фазы контакта. Энергия Модальности контакта и их роль в социализации Теория Self и функции Self | |
7/3 | Теоретические основы в практике гештальт-терапевта | Установка на диалогические отношения Здесь-и-сейчас Феноменологическая практика Работа с телесным сознаванием Чувствительная к полю практика Работа с процессом контактирования Экспериментальный подход | |
8/3 | Итоговая зачетная встреча | Участники делятся своими находками и открытиями, представляя свои эссе группе. |
Эссе на тему “Мой путь в гештальт-терапию”:
Курс можно посещать вместе с очередной учебной группой в режиме онлайн, а также приобрести доступ к записям лекций (7 занятий, исключая последнюю встречу с презентацией эссе).
Оплата курса производится через счёт объединения. За дополнительной информацией можно обратиться к администратору или кураторам групп.