Тематический план семинаров подготовки гештальт-терапевтов Объединения “Метаморфозы”:

Модификация плана для онлайн программы << по ссылке

Семинары проходят в формате трехдневных групп (20 часов) в среднем раз в два месяца. Принятый в мировой практике подготовки психотерапевтов стандарт обучения предполагает сочетание информационных (лекционно-семинарских) отрезков, тренинговых форм (упражнения, позволяющие овладеть необходимыми навыками и компетенциями), элементов личного психотерапевтического опыта участников, его осмысления и рефлексии, и супервизий.

1.   Основы гештальт-терапии: Прошлое, настоящее и будущее в здесь-и-сейчас

2.   Творческое приспособление: новый опыт в изменчивом мире

3.   Противоречивое существо: полярности, сопротивление и прерывание контакта

4.   Психотерапия и общество: ответственность и вызовы. Личность в гештальт-терапии

5.   Терапевтическая группа

6.   Повышение осознанности: феноменологические техники гештальт-терапии и внимание к телесному процессу

7.   Терапия действием: расширение опыта через эксперимент и проигрывание

8.   Психодинамическая и феноменологическая диагностика. Подходы к психопатологии

9.   Невроз и невротический опыт

10.   Терапевтическая группа

11.   Работа с депрессивным опытом, с горем и потерями. ПТСР

12. Пограничный опыт и зависимое поведение

13.   Панические атаки и тревожность в гештальт-подходе. Психотический опыт

14.   Работа с группами, системами и сообществами

15.   Терапевтическая группа

16.   Терапевтические отношения, перенос и контрперенос

17.   Диалог и эстетические критерии контакта

18.   Профессиональная этика, права человека и социальная ответственность психотерапевта

19. Исследования в гештальт-подходе

20.   Супервизия и сертификация

Тематический план семинаров подготовки гештальт-терапевтов

Модификация для Онлайн-программы

В связи с изменяющейся обстановкой мы вынуждены адаптироваться и предлагать онлайн-подготовку для наших будущих коллег. Мы стремимся сохранить высокие стандарты качества, количество часов и тематическое наполнение программы. ниже представлена модификация тематического плана в онлайн.

Семинары онлайн-программы проходят в формате трехдневных групп (16 часов) в среднем раз в полтора месяца на платформе Zoom или ее аналоге. Принятый в мировой практике подготовки психотерапевтов стандарт обучения предполагает сочетание информационных (лекционно-семинарских) отрезков, тренинговых форм (упражнения, позволяющие овладеть необходимыми навыками и компетенциями), адаптированными для онлайн-встреч, элементов личного психотерапевтического опыта участников, его осмысления и рефлексии, и супервизий.

  1. Основы гештальт-терапии: прошлое, настоящее и будущее в здесь-и-сейчас.

— История создания и развития гештальт-подхода, его основные принципы;

— Консультирование и психотерапия: совет, вопрос, беседа;

— Сеттинг, границы, этические принципы психотерапевтической практики.

2. Творческое приспособление: новый опыт в изменчивом мире. Часть 1.

— Чувства и эмоции;

— Ситуация и процесс;

— Феноменология;

— Контактная граница и контактирование.

3. Творческое приспособление: новый опыт в изменчивом мире. Часть 2.

— Модели Цикла контакта;

— Механизмы прерывания контакта;

— Искусство и ремесло в психотерапии.

4. Противоречивое существо: полярности, сопротивление и прерывание контакта.

— Парадоксальная теория изменений;

— Агрессия в гештальт-подходе;

— Потребности и мотивы;

— “Собака сверху” и “собака снизу“.

5. Психотерапия и общество: ответственность и вызовы. Личность в гештальт-терапии.

— Прерывания контакта и их роль в социализации и воспитании;

— Шаблонное и стереотипное поведение;

— Понятие личности в гештальт-терапии;

— Работа с функциями Self: Id, Personality, Ego.

6. Терапевтическая группа.

7. Повышение осознанности: феноменологические техники гештальт-терапии. 

— Психологическое консультирование и психотерапия;

— Психотерапевтические интервенции;

— Избирательная аутентичность.

8. Внимание к телесному процессу, работа с невербальными проявлениями в гештальт-терапии. 

— телесная феноменология,

— теории движений, ранние движения,
— двигательные терапевтические практики.

9. Терапия действием: расширение опыта через эксперимент и проигрывание.

— Эксперимент как основной инструмент гештальт-терапии;

— Техники работы со стульями, со сновидениями, психодраматические методики;

— Арттерапевтические техники и проективные методики.

10. Психодинамическая и феноменологическая диагностика. Подходы к психопатологии.

— КБТ, психоаналитическая и другие подходы к психопатологии;

— Симптом и диагноз;

— Полевая парадигма в работе с психопатологией.

11. Терапевтическая группа.

12. Невроз и невротический опыт.

— Фрустрация и поддержка;

— Пятислойная модель невроза;

— Понятие психосоматики. 

13. Работа с депрессивным опытом, с горем и потерями. ПТСР.

14. Пограничный опыт.

15. Зависимое поведение.

16. Панические атаки и тревожность в гештальт-подходе.

17. Психотический опыт в гештальт-подходе. 

18. Терапевтическая группа.

19. Работа с группами, системами и сообществами.

— Основы групповой динамики;

— Работа с семейной системой;

— Роль и функции фасилитатора группового процесса.

20. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос.

— Взгляды на терапевтические отношения в разных подходах;

— Эмоциональный резонанс и отношения между клиентом и терапевтом;

— Сложности, конфликты, этические дилеммы и нарушения границ в терапевтических отношениях.

21. Диалог и эстетические критерии контакта.

— Монологическая, диалогическая и полевая парадигмы в психотерапии;

— От техник диалога к риску меняться обоим;

— Эстетические критерии психотерапевтической сессии.

22. Профессиональная этика, права человека и социальная ответственность психотерапевта.

— Этический кодекс и его основания;

— Профессиональные и этические дилеммы, ситуативная этика;

— Моральные выборы в  психотерапевтической практике.

23. Исследования в гештальт-подходе.

— Анализ случая (case-study);

— Эффективность психотерапии;

— Шкалы обратной связи;

— Дизайн психотерапевтических исследований (качественных и количественных).

24. Супервизия в гештальт-терапии. 

— Навыки профессиональной рефлексии;

— Подготовка к сертификации.

25. Супервизия и сертификация (заключительный семинар).